Нарушение речи: причины и виды СКАЧАТЬ

Нарушение речи – это отклонения речи от общепринятой языковой нормы определённой языковой среды, к которой относится говорящий. Нарушение речи может быть письменное и устное.


Причины нарушения речи

Все причины речевых нарушений у детей разделяют на две большие категории: органические (провоцирующие расстройства в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (препятствующие нормальной работе речевого аппарата).

К группе органических факторов относятся:

1. Внутриутробные патологии, приводящие к порокам развития плода:

Гипоксия;

Вирусные заболевания, перенесенные женщиной в период вынашивания;

Травмы, падения и ушибы беременной;

Резус-конфликт матери и плода;

Нарушение сроков гестации – недоношенность (до 38 недель) или переношенность (после 40 недель);

Курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами;

Использование лекарственных препаратов, запрещенных в период беременности;

Неудачное прерывание настоящей беременности;

Профессиональные вредности;

Стрессы, эмоциональные перегрузки.

2. Наследственность, генетические аномалии.

3. Вредности родового периода:

Родовые травмы, спровоцировавшие внутричерепные кровоизлияния;

Асфиксия;

Малый вес новорожденного (менее 1500 г) с последующим проведением интенсивных реанимационных мероприятий;

Низкая оценка по шкале Апгар.

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

Среди функциональных причин нарушения речи у детей выделяют:

1.     Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни;

2.     Соматическую ослабленность;

3.     Психологические травмы, вызванные стрессом или испугом;

4.     Подражание речи окружающих людей.

Виды речевых нарушений

Нарушение речи устной:

Брадилалия – медленная речь из-за сложности в членораздельном произношении, которая развивается вследствие местной патологии мозга.

Брадифразия – развитие медленной речи вследствие медленного мышления, которое является результатом местного заболевания головного мозга.

Алалия – полное или частичное отсутствие речи вследствие поражения речевых областей мозга, при этом сохраняется первичный интеллект.

Тахилалия – слишком быстрое произношение речи без лексических, фонетических и грамматических дефектов.

Дизартрия – нарушение произношения из-за ограничения подвижности органов речи вследствие нарушения их иннервации. Возникает из-за повреждения подкорковых и заднелобных отделов мозга.

Заикание – это нарушения темпо-ритмического течения речи из-за судорожного статуса речевых органов. Может проявляться по-разному.

Ринолалия – нарушение тембра голоса с искажением произношения из-за патологии носовой полости. Ринолалия – это синдром гнусавости.

Дислалия – нарушение произношения звуков при нормальных слухе и работе речевых органов. Часто встречается в многоязычных семьях.

Афазия – системное нарушение ранее сформировавшейся речи вследствие органических поражений речевых отделов мозга.

Нарушение речи письменной:

Дислексия – нарушение речи, характеризующееся неспособностью быстро читать из-за затруднения быстрого различения слов. Как правило, имеет неврологическую природу.

Аграфия – потеря способности к письму с сохранением координации и интеллекта. Возникает из-за поражения верхних лобных извилин задних отделов левого полушария у людей, пишущих правой рукой.

Дисграфия – сложности с овладением письмом или вообще отсутствие этой способности при сохранении интеллекта. Данная проблема никогда не бывает обособленной и всегда сочетается с другими нарушениями речи.

Алексия – нарушение или потеря способности к чтению, возникающие из-за повреждения у правши коры левого полушария в любых её отделах.

Нарушение средств общения 

·     Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической.

·     Фонетическое недоразвитие (ФНР) – нарушение процессов формирования произносительной стороны речи, т.е. звукопроизношения

·     Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом

Основные признаки нарушения речевого развития у детей

  Что должно насторожить родителей?

·        Если в первый месяц ребенок не кричит, когда голоден.

·        Если в четыре месяца отсутствует гуление, ребенок не улыбается в ответ на эмоциональное общение.

·        Если в пять месяцев малыш не прислушивается к музыке и не пытается взглядом найти предметы, которые мама с папой называют.

·        Если в семь месяцев ребенок не реагирует на музыкальные игрушки и не различает интонации и голоса близких.

·        Отсутствие в девять месяцев лепета, ребенок не пытает повторять за мамой слоги и сочетания звуков.

·         Если в десять месяцев ребенок не может с помощью жестов приветствовать и прощаться.

·        В двенадцать месяцев ребенок не произнес еще ни одного слова, не понимает обычные просьбы, не реагирует на похвалы или замечания.

·         В год и четыре месяца не говорит упрощенных слов и не связывает их с определенными предметами и действиями.

·         В год и девять месяцев ребенок не лепечет, не пытается подражать интонациям взрослых, повторять звукосочетания и слоги.

·        В два года малыш не может выполнить просьбы в два этапа, показать основные части тела и узнавать близких людей на фотографии.

·        Если в два с половиной года ребенок не может понять разницу между противоположными прилагательными по смыслу.

·        Если в три года малыш не может ответить на вопросы о себе. Он не воспринимает коротенькие рассказы и не способен их пересказать. Ребенок не понимает различие в размерах у нарисованных предметов.

·        В четыре года ребенок с нарушением речи не может выучить короткое стихотворение. Он не воспринимает длинные рассказы и не может считать, не знает названия основных цветов.

·        В шесть-семь лет не может запомнить буквы. Не определяет звуки, обозначающие определенную букву

·        В младшем школьном возрасте  не может научиться читать. Наблюдаются нарушения письменной речи.

Диагностика нарушений речи и их лечение

Дети с тяжелыми нарушениями речи должны проходить лечение у соответствующих специалистов. Метод лечения будет зависеть от причин, вызвавших имеющееся нарушение. Так, задержка речевого развития потребует работы детского психолога. Дефекты строения речевого аппарата – хирургического вмешательства. Часто, чтобы исправить недостатки в речи, достаточно бывает занятий с логопедом.

Коррекция нарушений речи - это профиль данного специалиста, главное вовремя обратиться за помощью. Конечно, самыми сложными являются проблемы с речью, которые вызваны неврологическими причинами.

Помощь невролога потребуется, когда дети с нарушением речи имеют следующие особенности поведения:

Непослушание и непоседливость.

Частые капризы и перемены настроения.

Неловкость.

Регулярные головные боли.

Плохое самочувствие при магнитных бурях, изменениях погодных условий.

Навязчивые движение: раскачивание, обкусывание ногтей и др.

Если особенности нарушения речи связаны с неврологией, больной должен будет пройти курс лечения. Каждый отдельный случай нарушения речи требует детального изучения врачом. Только после тщательного медицинского обследования будет назначено правильное лечение. Не стоит тянуть с обращением к врачу, так как сложности в общении могут привести к стрессу и отложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь маленького человека.