Нарушение речи: причины и виды СКАЧАТЬ
Нарушение речи – это отклонения речи от общепринятой языковой нормы определённой языковой среды, к которой относится говорящий. Нарушение речи может быть письменное и устное.
Все причины речевых нарушений у детей разделяют на две большие категории: органические (провоцирующие расстройства в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (препятствующие нормальной работе речевого аппарата).
К группе органических факторов относятся:
1. Внутриутробные патологии, приводящие к порокам развития плода:
Гипоксия;
Вирусные заболевания, перенесенные женщиной в период вынашивания;
Травмы, падения и ушибы беременной;
Резус-конфликт матери и плода;
Нарушение сроков гестации – недоношенность (до 38 недель) или переношенность (после 40 недель);
Курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами;
Использование лекарственных препаратов, запрещенных в период беременности;
Неудачное прерывание настоящей беременности;
Профессиональные вредности;
Стрессы, эмоциональные перегрузки.
2. Наследственность, генетические аномалии.
3. Вредности родового периода:
Родовые травмы, спровоцировавшие внутричерепные кровоизлияния;
Асфиксия;
Малый вес новорожденного (менее 1500 г) с последующим проведением интенсивных реанимационных мероприятий;
Низкая оценка по шкале Апгар.
4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.
Среди функциональных причин нарушения речи у детей выделяют:
1. Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни;
2. Соматическую ослабленность;
3. Психологические травмы, вызванные стрессом или испугом;
4. Подражание речи окружающих людей.
Виды речевых нарушений
Нарушение речи устной:
Брадилалия – медленная речь из-за сложности в членораздельном произношении, которая развивается вследствие местной патологии мозга.
Брадифразия – развитие медленной речи вследствие медленного мышления, которое является результатом местного заболевания головного мозга.
Алалия – полное или частичное отсутствие речи вследствие поражения речевых областей мозга, при этом сохраняется первичный интеллект.
Тахилалия – слишком быстрое произношение речи без лексических, фонетических и грамматических дефектов.
Дизартрия – нарушение произношения из-за ограничения подвижности органов речи вследствие нарушения их иннервации. Возникает из-за повреждения подкорковых и заднелобных отделов мозга.
Заикание – это нарушения темпо-ритмического течения речи из-за судорожного статуса речевых органов. Может проявляться по-разному.
Ринолалия – нарушение тембра голоса с искажением произношения из-за патологии носовой полости. Ринолалия – это синдром гнусавости.
Дислалия – нарушение произношения звуков при нормальных слухе и работе речевых органов. Часто встречается в многоязычных семьях.
Афазия – системное нарушение ранее сформировавшейся речи вследствие органических поражений речевых отделов мозга.
Нарушение речи письменной:
Дислексия – нарушение речи, характеризующееся неспособностью быстро читать из-за затруднения быстрого различения слов. Как правило, имеет неврологическую природу.
Аграфия – потеря способности к письму с сохранением координации и интеллекта. Возникает из-за поражения верхних лобных извилин задних отделов левого полушария у людей, пишущих правой рукой.
Дисграфия – сложности с овладением письмом или вообще отсутствие этой способности при сохранении интеллекта. Данная проблема никогда не бывает обособленной и всегда сочетается с другими нарушениями речи.
Алексия – нарушение или потеря способности к чтению, возникающие из-за повреждения у правши коры левого полушария в любых её отделах.
Нарушение средств общения
· Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической.
· Фонетическое недоразвитие (ФНР) – нарушение процессов формирования произносительной стороны речи, т.е. звукопроизношения
· Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом
Основные признаки нарушения речевого развития у детей
Что должно насторожить родителей?
· Если в первый месяц ребенок не кричит, когда голоден.
· Если в четыре месяца отсутствует гуление, ребенок не улыбается в ответ на эмоциональное общение.
· Если в пять месяцев малыш не прислушивается к музыке и не пытается взглядом найти предметы, которые мама с папой называют.
· Если в семь месяцев ребенок не реагирует на музыкальные игрушки и не различает интонации и голоса близких.
· Отсутствие в девять месяцев лепета, ребенок не пытает повторять за мамой слоги и сочетания звуков.
· Если в десять месяцев ребенок не может с помощью жестов приветствовать и прощаться.
· В двенадцать месяцев ребенок не произнес еще ни одного слова, не понимает обычные просьбы, не реагирует на похвалы или замечания.
· В год и четыре месяца не говорит упрощенных слов и не связывает их с определенными предметами и действиями.
· В год и девять месяцев ребенок не лепечет, не пытается подражать интонациям взрослых, повторять звукосочетания и слоги.
· В два года малыш не может выполнить просьбы в два этапа, показать основные части тела и узнавать близких людей на фотографии.
· Если в два с половиной года ребенок не может понять разницу между противоположными прилагательными по смыслу.
· Если в три года малыш не может ответить на вопросы о себе. Он не воспринимает коротенькие рассказы и не способен их пересказать. Ребенок не понимает различие в размерах у нарисованных предметов.
· В четыре года ребенок с нарушением речи не может выучить короткое стихотворение. Он не воспринимает длинные рассказы и не может считать, не знает названия основных цветов.
· В шесть-семь лет не может запомнить буквы. Не определяет звуки, обозначающие определенную букву
· В младшем школьном возрасте не может научиться читать. Наблюдаются нарушения письменной речи.
Диагностика нарушений речи и их лечение
Дети с тяжелыми нарушениями речи должны проходить лечение у соответствующих специалистов. Метод лечения будет зависеть от причин, вызвавших имеющееся нарушение. Так, задержка речевого развития потребует работы детского психолога. Дефекты строения речевого аппарата – хирургического вмешательства. Часто, чтобы исправить недостатки в речи, достаточно бывает занятий с логопедом.
Коррекция нарушений речи - это профиль данного специалиста, главное вовремя обратиться за помощью. Конечно, самыми сложными являются проблемы с речью, которые вызваны неврологическими причинами.
Помощь невролога потребуется, когда дети с нарушением речи имеют следующие особенности поведения:
Непослушание и непоседливость.
Частые капризы и перемены настроения.
Неловкость.
Регулярные головные боли.
Плохое самочувствие при магнитных бурях, изменениях погодных условий.
Навязчивые движение: раскачивание, обкусывание ногтей и др.
Если особенности нарушения речи связаны с неврологией, больной должен будет пройти курс лечения. Каждый отдельный случай нарушения речи требует детального изучения врачом. Только после тщательного медицинского обследования будет назначено правильное лечение. Не стоит тянуть с обращением к врачу, так как сложности в общении могут привести к стрессу и отложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь маленького человека.